«Вечерний Петербург»: В Петербурге намерены внедрить единую платформу управления транспортной системой

Транспортная отрасль города на Неве «умнеет» на глазах. К 2027 году её будет контролировать единая платформа, собирающая данные и прогнозирующая дорожные события.

В ближайшие пять лет в Петербурге намерены внедрить единую платформу управления транспортной системой (ЕПУТС). Корни инициативы — в нацпроекте «Безопасные качественные дороги». По итогам работ в городе на Неве развернётся цифровизация бизнес-процессов всего транспортного комплекса и их автоматизация. Она затронет общественный наземный транспорт, парковки и даже велосипедистов. Контракт на разработку техпроекта уже подписан, и к её первому этапу приступят в 2023 году.

«Уже заключён контракт на разработку технического проекта, он многолетний, начинать работу будем в следующем году, и первые планы по его реализации настроены на ближайшую пятилетку», — отметил заместитель директора Дирекции по организации дорожного движения города Сергей Зайченков.

В ДОДД, полная стоимость реализации платформы будет понятна после подготовки технического задания, срок исполнения которого — до конца сентября 2023 года. Отметим, что нацпроект «Безопасные качественные дороги» содержит пункт о создании в регионах ИТС — информационной транспортной системы, которая будет связывать всю транспортную инфраструктуру и с помощью различных «умных» устройств отслеживать и контролировать потоки. Всё это будет осуществляться с целью снизить количество ДТП на дорогах и тем самым сделать их более безопасными, а также улучшить транспортную доступность, сократив пробки.

Для исполнения плана по цифровизации транспортного комплекса город, по данным ЕИС «Закупки», разыграл и определил победителей пяти контрактов на общую сумму в 130 млн рублей. Самый главный из них (и уже упомянутый) — на подготовку технического проекта по созданию ЕПУТС. Его стоимость — 39,2 млн рублей, подрядчиком выбрано ООО «НПО “Интеллектуальные технические системы”» (НПО «ИТС»).

Исполнителю госзаказа предстоит провести большую работу по анализу всего транспортного комплекса Петербурга, включая серверное и техническое оборудование: светофоры, камеры, метеодатчики, детекторы транспорта и т.д.

«Для реализации поставленной цели подрядчиком осуществляется обследование более чем 50 организаций транспортного комплекса Санкт-Петербурга и Ленинградской области для определения возможностей организации межведомственного административного и технического взаимодействия», — комментируют в ДОДД.

Из множества деталей Создание и внедрение ЕПУТС должно привести к снижению смертности в ДТП (более чем на 5% ежегодно) и количества пострадавших (более 10% ежегодно).

«Также 80% мероприятий по ликвидации участков с большим числом происходящих ДТП должны оказаться успешными».

Кроме того, система должна помогать грамотно разводить транспортные потоки в случае возникновения плановых ограничений на улично-дорожной сети.

«Главной задачей платформы должно стать снижение стоимости и времени поездок горожан “из точки А в точку Б”: на работу, на учёбу, за покупками. Но также нельзя забывать и о поездках грузового транспорта, неэффективность которых вносит свой вклад в стоимость товаров и услуг повседневного спроса. В целом мы ждём от платформы повышения эко номической и экологической эффективности транспортной системы. А следовательно — повышения комфорта город ской среды», — убеждён депутат ЗакСа Александр Ходосок.

Также будущая платформа должна иметь возможность прогнозировать ситуацию в реальном времени (и, основываясь на получаемых данных, информировать горожан об изменениях в организации дорожного движения), следить за транспортом городских служб, а также такси и каршерингом. Помимо этого будут созданы и интегрированы в платформу различные подсистемы мониторинга транспортных потоков, метеомониторинга, видеонаблюдения и детектирования ДТП, управления служб содержания дорог, обеспечения приоритетного проезда транспорта.

Таким образом, за всеми передвижениями машин, автобусов, людей и прочих ездящих и ходящих элементов будет наблюдать огромное око из видеокамер и датчиков, которое затем будет моделировать возможные ситуации и исходя из этого принимать решения о регулировке потоков: будь то время работы светофоров на определённых перекрёстках или координация служб по устранению ДТП.

«Наверное, необходимы удобные средства информирования водителей и пассажиров общественного транспорта. Кроме того, у нас сейчас большая проблема — адаптация всей улично-дорожной сети под новые транспортные средства: самокаты, электроскутеры и пр. В отношении платформы меня больше волнует не материальная часть, а программное обеспечение. На основании каких принципов будет осуществляться оптимизация транспортных потоков? Будет ли отдаваться приоритет движению пешеходов, или им придётся переходить перекрёстки по 5 минут? Таких вопросов очень много. Необходимо обсуждение принципов управления и открытость кода, возможность своевременного обнаружения ошибок», — говорит Александр Ходосок.

Действительно, уже сегодня понятно, что для работы платформы потребуется огромнейшее количество данных, которые она будет получать от разных городских служб и организаций (которые, в свою очередь, имеют свои собственные интеллектуальные и аналитические системы), а они смогут использовать данные платформы. Но если всё сложится, элементы транспортного комплекса Петербурга будут интегрированы в ЕПУТС и взаимосвязаны. Остаётся лишь дождаться 2027 года.