Реализация проекта в мегаполисах способна снизить аварийность и увеличить пропускную способность магистралей, говорят аналитики
Транспортная дирекция Башкирии в середине июля выбрала подрядчика на внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Уфе. Контракт за 1,12 млрд рублей получило московское Научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы». Эксперты рассказали РБК Уфа, что изменится с запуском «умной» системы для автовладельцев и пешеходов башкирской столицы и стоит ли в будущем распространить такой опыт на малые города.
Эффект внедрения «умной» системы
Ключевая цель внедрения ИТС — автоматизация процессов управления дорожным движением и, как следствие, повышение безопасности на дорогах, пропускной способности и экологической безопасности. По словам исполнительного директора ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» Дмитрия Ольховикова, анализ реализации таких проектов в России показывает свою эффективность. В частности, в регионах, где ИТС уже запущена или интегрируются отдельные подсистемы автоматизированного управления светофорами, пропускная способность перекрестков растет на 10–30%.
«Конечно, многие системы для водителей и пешеходов не заметны. Например, система автоматизированного управления светофорами или метеостанции. Пользователи автомобильных дорог или транспорта не обращают внимание на обновление светофорных объектов, изменение фаз переключения светофоров, на то, что навешивают на мачтовых опорах. Но пропускная способность перекрестков увеличивается минимум на 10%, а установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД влияет на повышение безопасности дорожного движения. Табло переменной информации на дорогах информируют водителей о ситуации на дороге, также повышая уровень безопасности. И эффективность работы таких подсистем будет заметна», — сказал Ольховиков.
Транспортный аналитик Роберт Ян ранее также отмечал, что изменения с внедрением ИТС не происходят по щелчку, но со временем водители могут заметить, что стали чаще попадать в «зеленую волну» и меньше времени тратить на своих традиционных маршрутах.
Перераспределение транспортных потоков приводит к уменьшению числа заторов и, как следствие, к снижению аварийности, говорит научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
«ИТС в целом повышают эффективность транспортной системы, в столицах европейских стран, где они внедрены, транспорт работает как часы. У нас возможность такой синхронизации существует в Москве, и здесь управление транспортом организовано на мировом уровне, востребованы такие системы и в крупных областных центрах. ИТС расщепляют потоки по разным веткам, повороты не превращаются в заторы, снижается аварийность, при таком же количестве машин уменьшается число пробок», — комментирует Журавлев.
В ассоциации «Цифровая Эра Транспорта» также добавили, что установка в рамках внедрения ИТС «умных» остановок, вызывных кнопок, внедрение мобильных сервисов и систем мониторинга общественного транспорта позволят не только регулировать транспортные потоки в онлайн-режиме, но и прогнозировать ситуацию на дороге. Благодаря им будет смоделирована работа общественного транспорта, что также повысит качество и комфорт перевозок и уровень их безопасности. В то же время ИТС — сложносоставной комплекс различных подсистем, который не будет эффективен, если просто набрать и объединить массу различных модулей и разрозненных систем в рамках одного действующего госконтракта, отметил Дмитрий Ольховиков.
«За исключением внедрения ИТС, важным моментом является последующее обслуживание и содержание всех систем. Также не стоит забывать и о повышении компетенций сотрудников, которые будут в дальнейшем работать и обслуживать установленные системы и оборудование», — говорит эксперт.
Опыт столицы
В Москве, где наиболее активно применяются системы «умного» города и ИТС, в рамках единой системы осуществляется управление более чем 40 тыс. светофоров, 3,5 тыс. детекторов мониторинга движения и более 2,5 тыс. камер. Данные с них попадают в единый центр и анализируются в режиме реального времени. По словам заведующего кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрия Завьялова, это позволяет выявлять непредвиденные или чрезвычайные ситуации, прогнозировать дорожную обстановку, сообщать участникам движения о загруженности дорог, авариях, перекрытиях и ограничениях движения.
«Очевидно, что такие системы не являются гарантией решения всех транспортных проблем городской среды. К работе ИТС должны быть подвязаны стратегии развития городского общественного транспорта, парковочного пространства, развитие микромобильности горожан. В Москве эффект от данных мер выразился в том, что в целом в городе, несмотря на прирост автопарка, дорожная ситуация уже много лет остается относительно стабильной, а за 10 лет средняя скорость на магистралях выросла на 20%», — сказал Завьялов.
В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Росавтодор отобрал 22 региона для пилотного внедрения ИТС. Системы появятся в городских агломерациях с населением более 300 тысяч человек. Ожидается, что развитие проектов «интеллектуальной магистрали» поможет снизить количество ДТП и сократить время в пути на 25%. Завьялов отмечает, что различные исследовательские компании на сегодня оценивают общий оборот рынка технологий в сфере ИТС от 40 до 50 млрд долларов США, в последующие 7–9 лет показатели будут расти на 5–7%.
Цена вопроса
Эксперт по государственному и муниципальному управлению, доцент института Ю. Витте Кирилл Парфенов говорит, что с учетом высокой стоимости внедрения «умных» транспортных систем важно соотносить затраты и ожидаемые результаты реализации таких проектов.
«Сегодня трудно отрицать важность цифровизации, внедрения информационных систем и технологий в самых различных отраслях. И организация движения транспорта — не исключение, особенно необходимо оптимизировать его в крупных городах. Сами по себе ИТС — достаточно дорогостоящие комплексы, но рассматривать их как волшебную палочку нельзя. Условием реальной оптимизации транспортных потоков является не только использование интеллектуальной системы, но и объективные условия. Наиболее существенными из них являются планировочные решения, сформировавшие современную уличную сеть в городе, и возможности ее изменения, фактическое состояние дорожного покрытия и возможности приведения его в порядок, особенности общественного транспорта и другие факторы», — считает Парфенов.
С тем, что необходимо соотносить траты на «умные» системы и эффект от них согласен и Дмитрий Журавлев, это особенно актуально для городов, где число автомобилей и пробок в разы меньше, чем в областных центрах.
«Опыт тиражировать можно, вреда не будет. Но это не дешевое удовольствие, и если польза для малых городов будет небольшой, а затраты на внедрение элементов таких системы будут существенными, то это будет довольно расточительно», — заключает аналитик.
Как сообщал РБК Уфа, в рамках внедрения ИТС в Уфе установят 134 «умных» светофора, а также новые камеры, погодные и атмосферные датчики и др. В столице республики создадут центр управления дорожным движением, внедрят интеграционную платформу, подсистемы мониторинга плотности транспортных потоков и светофорного управления. В рамках внедрения «умной» системы также будет создан центр управления общественным и специальным транспортом.