"ГТРК Башкортостан": В Уфе завершили первый этап внедрения интеллектуальной транспортной системы

Теперь умная регулировка движения автомобилей доступна на главной дорожной артерии города - проспекте Октября и улицах Менделеева, Жукова, Российской и Комсомольской.

Светофоры Уфы оснастили искусственным интеллектом. В столице республики завершён первый этап федерального проекта по внедрению интеллектуальной транспортной системы. Теперь умная регулировка движения автомобилей доступна на главной дорожной артерии города — проспекте Октября и улицах Менделеева, Жукова, Российской и Комсомольской. Гульшат Валеева узнала, как отразилось нововведение на обстановке на дороге.

“Мы с вами понимаем, что в восемь часов утра интенсивность движения на этом перекрестке составляла 2.282 автомобиля в час”.

Утренний час пик на одном из самых оживленных участков Уфы — Проспекте Октября. Если раньше специалисты имели лишь общее представление о плотности потока в это время, то теперь знают точное количество автомобилей. И эта информация напрямую влияет на регулировку режима работы светофоров на перекрёстках.

Мансаф Низакаев, руководитель Центра организации дорожного движения РБ:

“Система вообще самостоятельно адаптируется. Она определяет, что в данное время является пиковым значением для данной полосы. И самостоятельно автоматизировано создает алгоритм движения. То есть допустим, увеличивает временной период на проспекте октября и уменьшает этот период на улице Шафиева”.

Параллельно вся информация стекается в "сердце" искусственного интеллекта - Центр управления дорожным движением. Здесь специалисты мониторят работу системы, собирают и обрабатывают полученные данные.

Гульшат Валеева, корреспондент:

“Камеры на перекрёстках фиксируют не просто общий поток, а конкретное количество автомобилей по полосам. К примеру, здесь, на перекрестке Проспекта Октября и улицы Шафиева непосредственно к этой минуте самой загруженной является третья полоса. Здесь трафик составляет почти 1700 автомобилей в час”.

Интеллектуальная система также позволяет видеть движение автобусов, троллейбусов и трамваев. Эта информация в дальнейшем будет интегрирована, и специалисты смогут регулировать движение общественного транспорта. Искусственный интеллект показывает даже сцепление дорожного полотна и может вовремя "сообщить" в Центр о гололедице.

В рамках первого этапа на оживленных перекрестках Уфы модернизировано 50 светофорных объектов. "Умными" стали одни на самых оживлённых транспортных артерий города: Проспект Октября, улицы Менделеева, Жукова, Российская и Комсомольская. До конца года ещё на 51 "интеллектуальный" перекрёсток в городе станет больше.

Ильдар Валинуров, региональный представитель НПО "ИТС":

"Всего «умными» должны стать 140 уфимских перекрестков. В результате это позволит оптимизировать движение на дорогах города и реализовать принцип «зеленой» волны. То есть, это координированная работа нескольких перекрестков на одной улице. Что позволит проезжать их с минимальными задержками или вообще без остановок".

Интересно, что даже в течении одного часа менять схему работы светофоров система может неограниченное количество раз. Всё зависит от трафика. При этом водители вряд ли видят эти изменения. Но есть то, что для них не осталось незамеченным.

Никита Капитонов, водитель:

“Раньше из Черниковки до Телецентра добирался 50 минут где-то. Сейчас — минут 35. Это существенная разница для меня”.

Интеллектуальная транспортная система интегрируется в Башкортостане в рамках национального проекта “Безопасные качественные дороги”. По данным специалистов, её внедрение позволяет увеличить пропускную способность перекрестков минимум на 30 процентов. Реализация проекта в Уфе рассчитана на три года. Планируется, что после столицы республики такая система появится и в Стерлитамакской агломерации.